При идеальном развитии событий у истоков процесса автоматизации и соответственно в разработке каждого ее этапа должно участвовать лицо изначально и в последующем отвечающее за процесс внедрения и эксплуатации CRM-системы.
Как правило штатное расписание не предусматривает наличия для этого выделенного сотрудника у компании, решившей автоматизироваться, поэтому это лицо может быть назначено из действующих специалистов или принято на работу для реализации такой задачи.
В любом случае этот сотрудник должен решать специальные вопросы и в дальнейшем предлагаем называть его CRM-аналитиком.
Полномочия CRM-аналитика
Наиболее часто (и это естественно) инициаторами внедрения CRM Битрикс24 выступают сами руководители компаний. Также инициативу могут проявить специалисты, возглавляющие направления сбыта, маркетинга, IT, либо за редким исключением какого-либо другого направления, сопредельного с обслуживанием клиентов (техническая поддержка, логистика и пр.).
Если решение принято не спонтанно, то компания - будущий (возможно счастливый) обладатель средств автоматизации в образе лица принимающего решения обдумано подойдет к выполнению вышеуказанных этапов подготовки к этому важному событию, начиная от разработки и утверждения соответствующей стратегии и продолжая постоянным совершенствованием используемых инструментов, обучением и мотивированием персонала. И никому не надо дополнительно объяснять, что сбыт это одно из ключевых направлений в деятельности любой компании, а CRM-система должна стать его основой. Соответственно решения, которые могут приниматься в этой сфере также могут быть ключевыми. А инициировать и эффективно внедрять такие решения может только сотрудник с соответствующими полномочиями.
Ситуацию может усугублять необходимость координации усилий по внедрению средств автоматизации на межструктурном уровне, когда возникающие проблемы необходимо решать с руководителями и работниками разных отделов, на прямую не имеющих отношения к процессу продаж (бухгалтерия, склад, техническое обеспечение и многие другие).
Исходя из указанного, у рассматриваемых процессов обязательно должно быть ответственное лицо, иначе автоматизация не заработает как единый механизм. При этом вопросы развития CRM-системы во всей своей полноте вряд ли смогут решать следующие лица:
● сотрудники отдела сбыта, даже в лице руководителя этого подразделения или его выделенного заместителя, - потому что круг решаемых в CRM вопросов значительно шире их компетенций и полномочий;
● работники маркетинговой службы, - также по вышеуказанным причинам;
● технические специалисты (программисты, например, по 1С, системные администраторы и др.). В компетенции этих работников могут быть вопросы интеграций, обеспечения надлежащего хранения накапливаемых в CRM данных, распределенных доступов к ним и т. п. Решать многочисленные вопросы организации сбыта не их функциональные обязанности.
Самому руководителю компании также не логично этим заниматься.
Поэтому полноценно выполнять обязанности CRM-аналитика может специалист, напрямую подчиняющийся руководителю компании, либо лицу, глобально отвечающему за развитие сбыта, которое в свою очередь должно иметь полномочия донести свое мнение до высшего руководства.
Таким образом, чтобы не свести использование внедренной системы к механическому накоплению данных о клиентах и взаимоотношениях с ними, а полноценно настроить ее функционал, связанный с автоматизацией бизнес-процессов, настройкой рекламных компаний, маркетинговыми исследованиями, построением отчетной документации, интеграциями со сторонними приложениями, организацией автоматизированных рабочих мест, у Битрикс24 должен быть "владелец", наделенный полномочиями полноценно выполнять возложенные на него обязанности.