Что такое CRM и зачем она вашему бизнесу

Знакомая ситуация? Клиент обещал вернуться - и пропал. Менеджер уволился и забрал с собой всю базу. Вы спокойно ведете бизнес, при этом сами не уверены, кому и когда позвонили, что и когда у вас покупал клиент. 80% клиентов не возвращаются - и не потому что дорого, а потому что вы о них забыли.
В наше время бизнес без CRM это слепая зона, потери и хаос.

Что такое CRM простыми словами
CRM (Customer Relationship Management) — это система, которая помогает бизнесу управлять клиентской базой, автоматизировать продажи и повышать эффективность процессов.
Говоря без сложных определений, CRM - это система, хранящая историю взаимоотношений с клиентами и помогающая контролировать продажи.
CRM - главный инструмент отдела продаж, помогающий сделать бизнес измеримым.

Для чего CRM-система нужна бизнесу:
  • принимать и обрабатывать лиды в одном месте
  • вести клиентскую базу
  • контролировать продажи по новым и действующим клиентам
  • контролировать работу менеджеров
  • автоматизировать рутинные процессы (формирование договора, счета, акта; отправка сообщений/уведомлений клиенту и пр.)
  • оцифровывать бизнес
  • собирать аналитику по продажам, менеджерам, звонкам и т. д.
Все это помогает значительно сократить затраты и увеличить продажи.

CRM подойдет компаниям, которым характерны следующие признаки:
  • менеджеры по продажам продают, а не просто выполняют кассовые операции.
  • цикл сделки составляет несколько дней и более.
  • есть отдел продаж, состоящий минимум из 1-2 менеджеров.
Например: строительная компания, торговая компания, мебельное производство и так далее.

Что бизнес теряет без CRM
Каждый день без CRM обходится бизнесу дороже, чем может показаться на первый взгляд.
  • Потерянные заявки, о которых забыли в мессенджерах, клиенты, которые интересовались и исчезли, потому что никто не перезвонил, контакты, оставшиеся в голове у уволившегося менеджера.
  • Вы не видите историю общения с клиентами - трудно отследить договоренности. Низкие повторные продажи, потому что никто не напомнил, не предложил, не дожал. Отказники висят “мёртвым грузом”, ведь с ними просто никто не работает.
  • Слишком много времени уходит на рутину: менеджеры вручную выставляют счета, отправляют письма, запрашивают статусы. Руководитель при этом не видит полной картины: ни воронки,, ни эффективности сотрудников.
  • Любое масштабирование даётся с большим трудом, потому что всё держится не на системе, а на сильных людях - допустим, руководитель отдела ушел в отпуск и рабочий процесс встал.
Типичная ситуация:
— «А где договор с Ивановым? Сегодня надо отправить»
— «Его Ольга должна подготовить»
— «Так Ольга на больничном же...»
Знакомо? И подобных несогласованностей множество. Без системы даже сильные сотрудники будут сливать клиентов.

Почему иметь CRM особенно критично в 2025 году

  • Новый клиент стоит дорого, повторная продажа обходится куда дешевле.
  • Автоматизация - норма, уже давно не привилегия.
  • Клиенты не терпят задержек, повторных вопросов, потерь информации.
  • Время - главный ресурс: CRM экономит часы на каждом этапе. Менеджеры должны заниматься продажами, а не рутиной.
Чек-лист: как понять, что вам уже пора внедрять CRM
  • Заявки теряются, о клиентах забывают. Менеджеры получают лиды, но потом тишина - где они, кто обзвонил, кто нет - непонятно. Как дальше идет работа с клиентом, какие шаги планируются?
  • Не выстроена системная работа с отказниками и повторными продажами. Что происходит при отказе клиента, когда вы с ним еще раз свяжетесь, чтобы напомнить о себе? Как часто вы взаимодействуете с постоянными клиентами?
  • Все в Excel, мессенджерах и в головах. У кого-то таблица, у кого-то тетрадка, а у кого-то вообще вся информация только в личном WhatsApp. Ушел менеджер, а с ним и история взаимодействия, а то и сам клиент. Трудно заменить менеджера, так как много информации о клиентах только в его доступе.
  • Нет контроля за менеджерами. “Я не понимаю, чем занимаются продавцы весь день. Почему у кого-то 3 сделки в месяц, а у кого-то 20 - от чего это зависит?”.
  • Нет аналитики. Нельзя посмотреть, откуда и сколько заявок пришло. Какие конверсии? Сколько денег в работе, на каком этапе сделка? И так далее.
Как CRM меняет бизнес: примеры
Кейс 1 - торговая компания
Проблемы
  • Низкие повторные продажи
  • Отсутствие контроля за менеджерами
Решение
  • Автоматизация системной работы с постоянными клиентами
  • Система сама создает задачи на обзвон менеджерам
  • Руководитель отдела продаж наглядно видит результат обзвонов, слушает звонки, анализирует
Результат
  • Рост повторных продаж на 15%
  • Появилась возможность прогнозировать загрузку менеджеров
Кейс 2 - турфирма
Проблемы
  • Терялись лиды, долго отвечали клиентам
  • Принятие и контроль оплат
  • Отсутствие сбора обратной связи
Решение
  • Все заявки с сайта, телефонии, мессенджеров приходят в CRM
  • Автоматизация принятия оплат и сбора обратной связи
  • Автоматический расчет заработных плат менеджеров
Результат
  • Обработка заявок до 3 минут
  • Рост конверсии +2%
  • Улучшения продукта за счет сбора обратной связи
Кейс 3 - фотопродакшн
Проблемы
  • Теряются лиды
  • Долго готовятся счета, трудно отслеживать оплату
Решение
  • Все заявки с Телеграм приходят в CRM
  • Счет формируется и отправляется клиенту в несколько кликов
  • При поступлении оплаты менеджеру приходит уведомление
Результат
  • Менеджер экономит 1,5 часа в день
  • Рост конверсии на 1%

Выбрать и внедрить CRM не так сложно, как кажется.
CRM в наше время - необходимость для каждого бизнеса. Хотите понять, как CRM может работать именно у вас? Запишитесь на экспресс-аудит к нашим консультантам по построению отделов продаж.

© 2023 Light Data
О КОМПАНИИ
ИП Карташов Макар Михайлович
ИНН 366521882101
г. Москва, пер. Кривоколенный 14с1